УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
AAMA | Ассоциация американских изготовителей автомобилей |
АСЕА | Ассоциация европейских изготовителей автомобилей |
AFNOR | Французская ассоциация стандартизации нефтепродуктов |
AGMA | Американская ассоциация изготовителей передач |
ANSI | Американский национальный институт стандартизации |
API | Американский институт нефти |
ASTM | Американская ассоциация испытаний и материалов |
ССМС | Комитет изготовителей автомобилей Общего рынка (заменен АСЕА) |
DIN | Немецкие промышленные стандарты |
EEC(СЕЕ) | Европейское экономическое сообщество |
IP | Институт нефти (Великобритания) |
ISO | Международная организация стандартизации |
JAMA | Японская ассоциация изготовителей автомобилей |
JIS | Японские промышленные стандарты |
NLGI | Национальная ассоциация пластичных смазок (США) |
SAE | Общество инженеров-автомобилистов |
NMMA | Национальная ассоциация производителей судовых двигателей |
Низкотемпературная вязкость | Высокотемпературная вязкость | ||||
Класс вязкости по SAE | Проворачиваемость а), МПа·с, mах, при температуре,°С | Прокачиваемость b), МПа·с, max, при температуре,°С | Кинематическая вязкость c), мм2/c при 100°С min max | При высокой скорости сдвига d), МПа·с, при 150°С и 106 c-1, min | |
O W | 3250 при -30 | 30000 при -35 | 3,8 | - | - |
5 W | 3500 при -25 | 30000 при -30 | 3,8 | - | - |
10 W | 3500 при -20 | 30000 при -25 | 4,1 | - | - |
15 W | 3500 при -15 | 30000 при -20 | 5,6 | - | - |
20 W | 4500 при -10 | 30000 при -15 | 5,6 | - | - |
25 W | 6000 при -5 | 30000 при -10 | 9,3 | - | - |
20 | - | - | 5,6 | < 9,3 | 2,6 |
30 | - | - | 9,3 | < 12,5 | 2,9 |
40 | - | - | 12,5 | < 16,3 | 2,9 (10W/40, 5W/40,10W/40 классы) |
40 | - | - | 12,5 | <16,3 | 3,7 (15W/40, 20W/40,25W/40, 40 классы) |
50 | - | - | 16,3 | < 21,9 | 3,7 |
60 | - | - | 21,9 | < 26,1 | 3,7 |
a) ASTM D 2602 - имитатор холодного пуска CCS;
b) ASTM D 4684 и D 3829 - мини-ротационный вискозиметр MRV; с) ASTM D 445 - стеклянный капиллярный вискозиметр; d) ASTM D 4683 - конический имитатор подшипника. |
СНГ | SAE | СНГ | SAE | СНГ | SAE |
3з | 5W | 12 | 30 | 4з/10 | 10W/30 |
4з | 10W | 14 | 40 | 5з/10 | 15W/30 |
5з | 15W | 16 | 40 | 5з/12 | 15W/30 |
6з | 20W | 20 | 50 | 6з/10 | 20W/30 |
6 | 20 | 3з/8 | 5W/20 | 6з/12 | 20W/30 |
8 | 20 | 4з/6 | 10W/20 | 6з/14 | 20W/40 |
10 | 30 | 4з/8 | 10W/20 | 6з/16 | 20W/40 |
СНГ | API | СНГ | API |
А | SB | В2 | CB |
Б | SC/SA | Г | SE/CC |
Б1 | SC | Г1 | SE |
Б2 | CA | Г2 | CC |
В | SD/CB | Д | CD |
B1 | SD | Е | - |
Группа масел | Рекомендуемая область применения | Группа масел | Рекомендуемая область применения |
Категория S (карбюраторные двигатели) | Категория С (дизельные двигатели) | ||
SA | Двигатели, работающие в легких условиях | СА | Двигатели, работающие при умеренных нагрузках на малосернистом топливе |
SB | Двигатели, работающие при умеренных нагрузках | СВ | Двигатели без наддува, работающие при повышенных нагрузках на сернистом топливе |
SC | Двигатели, работающие с повышенными нагрузками (модели выпуска до 1964 г.) | СC | Двигатели (в том числе с умеренным наддувом), работающие в тяжелых условиях |
SD | Двигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска до 1968 г.) | СD | Двигатели с высоким наддувом, работающие в тяжелых условиях на высокосернистом топливе |
SE | Двигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска до 1972 г.) | CD-II | То же, с учетом специфических требований двухтактных двигателей |
SF | Двигатели, работающие в тяжелых условиях на неэтилированном бензине | СЕ | Двигатели с высоким наддувом (модели выпуска с 1983 г.), эксплуатируемые в тяжелых условиях (высокие нагрузки, малая частота вращения) |
SG | Двигатели выпуска с 1989 г. | CF-4 | Двигатели выпуска с 1990 г. |
SH | Двигатели выпуска с 1994 г. | CF-2 | Улучшенные характеристики CD11 для двухтактных двигателей |
CG-4 | Двигатели выпуска с 1994 г. Улучшены характеристики CF-4 и ужесточены требования к токсичности отработанных газов |
Комитет изготовителей автомобилей Общего рынка — ССМС — (в настоящее время заменен АСЕА) разработал классификацию моторных масел, наиболее полно отвечающую требованиям европейских двигателей.
Классификация ССМС, также как и API, делит моторные масла на классы отдельно для карбюраторных и дизельных двигателей. Отдельные классы масел ССМС сопоставимы по свойствам с маслами API и определяются комплексами лабораторных и моторных испытаний, подобных существующим в США.
Класс масла | Рекомендуемая область применения | Класс масла | Рекомендуемая область применения |
Масла для карбюраторных двигателей | Масла для дизелей | ||
G1 | Двигатели, работающие в обычных условиях | D1 | Двигатели без наддува, работающие при обычных условиях |
G2 | Двигатели современных легковых автомобилей, работающие в ужесточенных условиях | D2 | Двигатели без наддува для тяжелых условий или с наддувом для умеренных условий |
G3 | Двигатели современных и перспективных автомобилей, предъявляющие высокие требования к вязкостным и противоокислительным свойствам масла | D3 | Двигатели с наддувом для особо тяжелых условий |
G4 | Двигатели современных и перспективных автомобилей, используемых для езды на скоростных автострадах | РD1 | Дизели легковых автомобилей |
D4 | Двигатели с высоким наддувом, работающие в тяжелых условиях | ||
G5 | Двигатели спортивных скоростных автомобилей, предъявляющие особые требования к противоокислительным, вязкостным и противоизносным свойствам масла | D5 | Двигатели с высоким наддувом, работающие в особо тяжелых условиях |
РD2 | Двигатели с турбонаддувом для легковых автомобилей, предъявляющие особые требования к диспергирующим свойствам масла |
Класс вязкости no SAE | Максимальная температура достижения динамической вязкости 150 Па·с, °С | Кинематическая вязкость при 100·C,.мм^2/c | |
минимальная | максимальная | ||
75W | -40 | 4,1 | - |
80W | -26 | 7,1 | - |
85W | -12 | 11 | - |
90 | - | 13,5 | < 24 |
140 | - | 24 | < 41 |
250 | - | 41 | - |
Поскольку к трансмиссионным жидкостям для автоматических коробок передач предъявляются особые требования, крупнейшая фирма по производству коробок передач General Motors Co (Дженерал моторс корпорейшн) уже давно разрабатывает отдельные спецификации для автоматических трансмиссионных жидкостей (Automatic Transmission Fluids- ATF).
ATF типа А обозначала тот тип масла, который был пригоден для автоматических коробок передач легковых автомобилей. Маслам, с успехом прошедшим испытания, присваивались квалификационные номера AQ. Квалификационные номера AQ устанавливались по договору с фирмой General Motors бронетанковым исследовательским центром "Amour Research" в виде "Amour Qualification N".
DEXRON (В) — действующие в настоящее время спецификации для жидкостей для автоматических коробок передач фирмы General Motors. Многие изготовители или покупатели подобных коробок передач тоже пользуются этими спецификациями. Допуск фирмой General Motors производится под так называемым номером "В".
DEXRON II (General Motors 6137 М) является новейшей спецификацией жидкостей для автоматических коробок передач. В ней ужесточаются требования, предъявляемые к жидкостям для автоматических трансмиссий. Она включает все предыдущие спецификации, а в целях охраны окружающей среды запрещает применение спермацетового масла в качестве присадки.
Жидкости Аллизона: тип С1 и тип С2 заменяются техническими условиями DEXRON II; тип СЗ-MIL-L-2104D.
Жидкости для автоматических трансмиссий типа F, согласно последним спецификациям фирмы Ford M2C33F и M2C33G, по коэффициенту трения существенно отличаются от жидкостей DEXRON. Фирма Ford отдает предпочтение коэффициенту трения, который увеличивается со снижением скорости скольжения, в то время как фирма General Motors требует снижения коэффициента трения в этом случае.
Жидкости для автоматических трансмиссий типа ATF согласно спецификациям фирмы Ford M2C138-CJ и М2С166Н можно частично заменять жидкостями DEXRON II.
Группа | Область применения. Состав |
GL-1 | Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи в условиях низких скоростей и нагрузок. Минеральные масла без присадок или с антиокислительными, противоизносными и противопенными присадками без противозадирных компонентов. |
GL-2 | Червяные передачи, работающие в условиях GL-1, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционный компонент. |
GL-3 | Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам. Обладают лучшими противоизносными и противозадирными свойствами, чем GL-2. |
GL-4 | Автомобильные трансмиссии с гипоидной передачей, работающие в условиях больших скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при высоких крутящих моментах. Обязательно наличие высокоэффективных противозадирных присадок. |
GL-5 | Автомобильные гипоидные передачи, работающие в условиях больших скоростей и малых крутящих моментов, при действии ударных нагрузок на зубья шестерен - при высоких скоростях скольжения. Должны содержать большое количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки. |
GL-6 | Автомобильные гипоидные передачи с повышенным вертикальным смещением осей шестерен, т.е. работающие при повышенных скоростях, ударных нагрузках и высоких крутящих моментах. Содержат большее количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5. |
Класс вязкости по ISO | Средняя вязкость при 40°С, мм^2/c | Пределы кинематической вязкости, мм^2/c, при 40°С | |
min | max | ||
ISO VG 2 | 2,2 | 1,98 | 2,42 |
ISO VG 3 | 3,2 | 2,88 | 3,52 |
ISO VG 5 | 4,6 | 4,14 | 5,06 |
ISO VG 7 | 6,8 | 6,12 | 7,48 |
ISO VG 10 | 10 | 9,00 | 11,00 |
ISO VG 15 | 15 | 13,5 | 16,5 |
ISO VG 22 | 22 | 19,8 | 24,2 |
ISO VG 32 | 32 | 28,8 | 35,2 |
ISO VG 48 | 46 | 41,4 | 50,6 |
ISO VG 68 | 68 | 61,2 | 74,8 |
ISO VG 100 | 100 | 90,0 | 110 |
ISO VG 150 | 150 | 135 | 165 |
ISO VG 220 | 220 | 198 | 242 |
ISO VG 320 | 320 | 288 | 352 |
ISO VG 460 | 460 | 414 | 506 |
ISO VG 680 | 680 | 612 | 748 |
ISO VG1000 | 1000 | 900 | 1100 |
ISO VG1500 | 1500 | 1350 | 1650 |