Comma: условные сокращения

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

AAMAАссоциация американских изготовителей автомобилей
АСЕААссоциация европейских изготовителей автомобилей
AFNORФранцузская ассоциация стандартизации нефтепродуктов
AGMAАмериканская ассоциация изготовителей передач
ANSIАмериканский национальный институт стандартизации
APIАмериканский институт нефти
ASTMАмериканская ассоциация испытаний и материалов
ССМСКомитет изготовителей автомобилей Общего рынка (заменен АСЕА)
DINНемецкие промышленные стандарты
EEC(СЕЕ)Европейское экономическое сообщество
IPИнститут нефти (Великобритания)
ISOМеждународная организация стандартизации
JAMAЯпонская ассоциация изготовителей автомобилей
JISЯпонские промышленные стандарты
NLGIНациональная ассоциация пластичных смазок (США)
SAEОбщество инженеров-автомобилистов
NMMAНациональная ассоциация производителей судовых двигателей


МОТОРНЫЕ МАСЛА

КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО ВЯЗКОСТИ - SAE J 300(март 1993 г.)

 Низкотемпературная вязкостьВысокотемпературная вязкость
Класс вязкости по SAEПроворачиваемость а), МПа·с, mах, при температуре,°СПрокачиваемость b), МПа·с, max, при температуре,°СКинематическая вязкость c), мм2/c при 100°С min              maxПри высокой скорости сдвига d), МПа·с, при 150°С и 106 c-1, min
O W3250 при -3030000 при -353,8--
5 W3500 при -2530000 при -303,8--
10 W3500 при -2030000 при -254,1--
15 W3500 при -1530000 при -205,6--
20 W4500 при -1030000 при -155,6--
25 W6000 при -530000 при -109,3--
20--5,6< 9,32,6
30--9,3< 12,52,9
40--12,5< 16,32,9 (10W/40, 5W/40,10W/40 классы)
40--12,5<16,33,7 (15W/40, 20W/40,25W/40, 40 классы)
50--16,3< 21,93,7
60--21,9< 26,13,7
a) ASTM D 2602 - имитатор холодного пуска CCS;
b) ASTM D 4684 и D 3829 - мини-ротационный вискозиметр MRV;
с) ASTM D 445 - стеклянный капиллярный вискозиметр;
d) ASTM D 4683 - конический имитатор подшипника.


АНАЛОГИ ВЯЗКОСТНЫХ КЛАССОВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО КЛАССИФИКАЦИЯМ СНГ И SAE

СНГ SAEСНГSAE СНГ SAE
5W12304з/1010W/30
10W 14405з/1015W/30
15W 16 40 5з/12 15W/30
20W20506з/1020W/30
6 20 3з/8 5W/20 6з/1220W/30
8204з/610W/20 6з/14 20W/40
10304з/810W/206з/1620W/40


АНАЛОГИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ КЛАССОВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО КЛАССИФИКАЦИИ СНГ И API

СНГ APIСНГAPI
АSBВ2CB
БSC/SAГSE/CC
Б1SCГ1SE
Б2 CAГ2CC
ВSD/CBД CD
B1SDЕ-


КЛАССИФИКАЦИЯ API МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ СВОЙСТВАМ

Группа масел Рекомендуемая область примененияГруппа маселРекомендуемая область применения
Категория S (карбюраторные двигатели)Категория С (дизельные двигатели)
SAДвигатели, работающие в легких условияхСАДвигатели, работающие при умеренных нагрузках на малосернистом топливе
SBДвигатели, работающие при умеренных нагрузкахСВДвигатели без наддува, работающие при повышенных нагрузках на сернистом топливе
SCДвигатели, работающие с повышенными нагрузками (модели выпуска до 1964 г.)СCДвигатели (в том числе с умеренным наддувом), работающие в тяжелых условиях
SDДвигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска до 1968 г.)СDДвигатели с высоким наддувом, работающие в тяжелых условиях на высокосернистом топливе
SEДвигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска до 1972 г.)CD-IIТо же, с учетом специфических требований двухтактных двигателей
SFДвигатели, работающие в тяжелых условиях на неэтилированном бензинеСЕДвигатели с высоким наддувом (модели выпуска с 1983 г.), эксплуатируемые в тяжелых условиях (высокие нагрузки, малая частота вращения)
SGДвигатели выпуска с 1989 г.CF-4Двигатели выпуска с 1990 г.
SHДвигатели выпуска с 1994 г.CF-2Улучшенные характеристики CD11 для двухтактных двигателей
CG-4Двигатели выпуска с 1994 г. Улучшены характеристики CF-4 и ужесточены требования к токсичности отработанных газов


КЛАССИФИКАЦИЯ ССМС МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ СВОЙСТВАМ

Комитет изготовителей автомобилей Общего рынка — ССМС — (в настоящее время заменен АСЕА) разработал классификацию моторных масел, наиболее полно отвечающую требованиям европейских двигателей.

Классификация ССМС, также как и API, делит моторные масла на классы отдельно для карбюраторных и дизельных двигателей. Отдельные классы масел ССМС сопоставимы по свойствам с маслами API и определяются комплексами лабораторных и моторных испытаний, подобных существующим в США.

Класс масла Рекомендуемая область примененияКласс маслаРекомендуемая область применения
Масла для карбюраторных двигателейМасла для дизелей
G1Двигатели, работающие в обычных условияхD1Двигатели без наддува, работающие при обычных условиях
G2Двигатели современных легковых автомобилей, работающие в ужесточенных условияхD2Двигатели без наддува для тяжелых условий или с наддувом для умеренных условий
G3Двигатели современных и перспективных автомобилей, предъявляющие высокие требования к вязкостным и противоокислительным свойствам маслаD3Двигатели с наддувом для особо тяжелых условий
G4Двигатели современных и перспективных автомобилей, используемых для езды на скоростных автострадахРD1Дизели легковых автомобилей
D4Двигатели с высоким наддувом, работающие в тяжелых условиях
G5Двигатели спортивных скоростных автомобилей, предъявляющие особые требования к противоокислительным, вязкостным и противоизносным свойствам маслаD5Двигатели с высоким наддувом, работающие в особо тяжелых условиях
РD2Двигатели с турбонаддувом для легковых автомобилей, предъявляющие особые требования к диспергирующим свойствам масла


ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА

КЛАССИФИКАЦИЯ SAE ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ ПО ВЯЗКОСТИ

Класс вязкости no SAE Максимальная температура достижения динамической вязкости 150 Па·с, °СКинематическая вязкость при 100·C,.мм^2/c
минимальнаямаксимальная
75W-404,1-
80W-267,1-
85W-1211-
90-13,5< 24
140-24< 41
250-41-


СПЕЦИФИКАЦИИ МАСЕЛ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ И ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКИХ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ

СПЕЦИФИКАЦИИ ФИРМЫ GENERAL MOTORS

Поскольку к трансмиссионным жидкостям для автоматических коробок передач предъявляются особые требования, крупнейшая фирма по производству коробок передач General Motors Co (Дженерал моторс корпорейшн) уже давно разрабатывает отдельные спецификации для автоматических трансмиссионных жидкостей (Automatic Transmission Fluids- ATF).

ATF типа А обозначала тот тип масла, который был пригоден для автоматических коробок передач легковых автомобилей. Маслам, с успехом прошедшим испытания, присваивались квалификационные номера AQ. Квалификационные номера AQ устанавливались по договору с фирмой General Motors бронетанковым исследовательским центром "Amour Research" в виде "Amour Qualification N".

DEXRON (В) — действующие в настоящее время спецификации для жидкостей для автоматических коробок передач фирмы General Motors. Многие изготовители или покупатели подобных коробок передач тоже пользуются этими спецификациями. Допуск фирмой General Motors производится под так называемым номером "В".

DEXRON II (General Motors 6137 М) является новейшей спецификацией жидкостей для автоматических коробок передач. В ней ужесточаются требования, предъявляемые к жидкостям для автоматических трансмиссий. Она включает все предыдущие спецификации, а в целях охраны окружающей среды запрещает применение спермацетового масла в качестве присадки.

Жидкости Аллизона: тип С1 и тип С2 заменяются техническими условиями DEXRON II; тип СЗ-MIL-L-2104D.

СПЕЦИФИКАЦИИ ФИРМЫ FORD

Жидкости для автоматических трансмиссий типа F, согласно последним спецификациям фирмы Ford M2C33F и M2C33G, по коэффициенту трения существенно отличаются от жидкостей DEXRON. Фирма Ford отдает предпочтение коэффициенту трения, который увеличивается со снижением скорости скольжения, в то время как фирма General Motors требует снижения коэффициента трения в этом случае.

Жидкости для автоматических трансмиссий типа ATF согласно спецификациям фирмы Ford M2C138-CJ и М2С166Н можно частично заменять жидкостями DEXRON II.

КЛАССИФИКАЦИЯ API ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ ПО ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Группа Область применения. Состав
GL-1Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи в условиях низких скоростей и нагрузок. Минеральные масла без присадок или с антиокислительными, противоизносными и противопенными присадками без противозадирных компонентов.
GL-2Червяные передачи, работающие в условиях GL-1, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционный компонент.
GL-3Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам. Обладают лучшими противоизносными и противозадирными свойствами, чем GL-2.
GL-4Автомобильные трансмиссии с гипоидной передачей, работающие в условиях больших скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при высоких крутящих моментах. Обязательно наличие высокоэффективных противозадирных присадок.
GL-5Автомобильные гипоидные передачи, работающие в условиях больших скоростей и малых крутящих моментов, при действии ударных нагрузок на зубья шестерен - при высоких скоростях скольжения. Должны содержать большое количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки.
GL-6Автомобильные гипоидные передачи с повышенным вертикальным смещением осей шестерен, т.е. работающие при повышенных скоростях, ударных нагрузках и высоких крутящих моментах. Содержат большее количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5.


ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ МАСЛА

КЛАССИФИКАЦИЯ ВЯЗКОСТИ МАСЕЛ ПО ISO

Класс вязкости по ISOСредняя вязкость при 40°С, мм^2/cПределы кинематической вязкости, мм^2/c, при 40°С
min max
ISO VG 2 2,2 1,98 2,42
ISO VG 3 3,2 2,88 3,52
ISO VG 5 4,6 4,14 5,06
ISO VG 7 6,8 6,12 7,48
ISO VG 10 10 9,00 11,00
ISO VG 15 15 13,5 16,5
ISO VG 22 22 19,8 24,2
ISO VG 32 32 28,8 35,2
ISO VG 48 46 41,4 50,6
ISO VG 68 68 61,2 74,8
ISO VG 100 100 90,0 110
ISO VG 150 150 135 165
ISO VG 220 220 198 242
ISO VG 320 320 288 352
ISO VG 460 460 414 506
ISO VG 680 680 612 748
ISO VG1000 10009001100
ISO VG1500150013501650