60-й Международный автомобильный брифинг: сектор автомобильных технологий Bosch

БОКСБЕРГ/ШТУТГАРТ – Мировая автомобильная промышленность переживает эпоху стремительных изменений. Группа Bosch, ведущий производитель автомобильных комплектующих, входит в число главных движущих сил этих перемен, среди которых важную роль играет нарастающая тенденция к электрификации автомобильного привода. Это стало одной из тем доклада руководителя автомобильного сектора Bosch Бернда Бора на 60-м автомобильном брифинге Bosch, который прошел на испытательном полигоне компании в г. Боксберг. Выступая перед 330 журналистами из 35 стран, Б. Бор заявил, что компания продолжает динамично развиваться как в экономическом, так и технологическом отношении. Согласно прогнозу компании, в  2011 г. объем продаж автомобильного сектора Bosch впервые должен перешагнуть порог в 30 млрд евро: прирост составит около 10%. Особой популярностью в мире пользуются технологии Bosch, направленные на защиту окружающей среды и предотвращение аварий на дорогах.

По словам Б. Бора, на пути к автомобилю будущего компания полагается, прежде всего, на свои обширные знания: «Обмениваясь накопленным опытом внутри компании, мы приобретаем решающее преимущество в инновационном потенциале, которое позволит нам идти в ногу с быстрыми переменами в отрасли и даже способствовать их ускорению».

Рост числа сотрудников
Положительное развитие автомобильного сектора Bosch не могло не отразиться на численности сотрудников. Ожидается, что в течение года этот показатель увеличится с 167 тыс. до 177 тыс. чел. Большая часть прироста придется на Азиатско-Тихоокеанский регион, но штат компании будет расширяться и в других регионах мира. «По всему миру мы находимся рядом с нашими клиентами», – отметил Б. Бор. Это прежде всего касается научно-инженерных подразделений: из 26 тыс. сотрудников автомобильного сектора Bosch, занятых в научных исследованиях и новых разработках на начало 2011 г., каждый второй работал в Германии и каждый третий – в странах Азии. По оценке Б. Бора, расходы Bosch на НИОКР «намного выше среднего показателя по отрасли». В 2011 г. этот показатель должен превысить 3,2 млрд евро. «Нам приходится работать на нескольких фронтах – не только разрабатывать решения для ближайшего и более далекого будущего, но и уже сегодня делать автомобили все более экологичными, безопасными, экономичными и комфортными», – подчеркнул Б. Бор.

Член правления компании убежден, что таким образом «Bosch реализует долгосрочный потенциал роста, не пренебрегая текущими задачами». В конкретных цифрах это означает, например, сокращение расхода топлива в автомобилях с дизельными и бензиновыми двигателями еще по крайней мере на 30%. Технологии, повышающие КПД, сегодня пользуются большим спросом на рынке: например, по прогнозам Bosch, объем продаж систем дизельного впрыска Common Rail (в штуках) до 2015 г. будет ежегодно расти на 10%. Кроме того, компания планирует к 2013 г. утроить продажи систем прямого бензинового впрыска: в сочетании с турбонаддувом такие системы позволяют сокращать объем двигателей без потери мощности, экономя горючее. Еще один пример – система «старт-стоп», способная сократить расход топлива на 4% и более. Предполагается, что в этом году Bosch выпустит около 2,6 млн таких систем – это вдвое больше, чем в 2010 г. «Целый ряд наших инноваций направлен на дальнейшее повышение КПД автомобильной силовой установки», – отметил Б. Бор.

Будущее принадлежит электромобилю
Б. Бор убежден, что, вне зависимости от перспектив совершенствования дизельного и бензинового двигателей, будущее автомобилестроения принадлежит электрическому приводу. В то же время представитель компании не мог остаться в стороне от вопроса: «Когда наступит это будущее?». Из-за высокой стоимости тяговых батарей и ограниченного запаса хода наступление эпохи электромобилей займет не одно десятилетие. При этом выбор не ограничивается двигателем внутреннего сгорания и полностью электрическим приводом: по мнению Б. Бора, в ближайшем будущем хорошие перспективы имеют гибридные автомобили с зарядкой от сети, в которых сравнительно компактная и недорогая батарея для перемещения по городу комбинируются с бензиновым или дизельным двигателем для более длительных поездок. «Такое сочетание требует всесторонней и высококачественной системной интеграции  – а это одна из сильных сторон группы Bosch, традиционно специализирующейся на ходовой части и силовой установке автомобиля», - считает Б. Бор.

Компания обладает широкой технической базой и богатым профессиональным опытом в области оснащения электромобилей. Bosch выпускает как силовую электронику и ее полупроводниковые компоненты, так и сами электродвигатели. Кроме того, в конце 2010 г. компания SB LiMotive, совместное предприятие концернов Bosch и Samsung, начала выпуск литий-ионных тяговых аккумуляторов. «К 2013 г. мы начнем серийное производство продукции почти по 20 проектам для 12 автопроизводителей», – заявил Б. Бор. Конечно, для этого потребуются значительные инвестиции: каждый год Bosch вкладывает в такие проекты около 400 млн. евро. Задача состоит в том, чтобы быстро окупить эти затраты за счет экономии на масштабах. В этой связи Б. Бор назвал ряд партнерских проектов, направленных на рост производства. В частности, Bosch планирует создание совместного предприятия с компанией Daimler, которое будет разрабатывать и выпускать двигатели для электромобилей в Европе. Проект должен стать важным достижением для обоих партнеров.

Стратегическая цель – безаварийное вождение
Безаварийное вождение является для Bosch не менее важной целью, чем электрификация автомобильного привода. Б. Бор поделился своим видением ситуации в этой области в краткосрочной и долгосрочной перспективе. На первый план он выдвинул законы об обязательном использовании системы электронной стабилизации ESP®, в этом году вступающие в силу в Европе, Соединенных Штатах и Австралии. В ближайшее время в этих регионах будет запрещена продажа новых автомобилей без противозаносной системы, разработанной и впервые выпущенной на рынок компанией Bosch. «В ближайшие двадцать лет развитие технологий приведет к созданию автомобилей с автоматическим управлением», – продолжил Б. Бор. Ключ к успеху находится в дальнейшем развитии систем помощи водителю. Сегодня над такими проектами в компании Bosch работают уже более 600 инженеров. Сначала автоматическое управление будет доступным в относительно простых ситуациях – например, во время парковки или при движении в плотном потоке. В будущих поколениях автомобилей появятся системы, способные работать и на более высоких скоростях. «Автоматическое управление будет вводится поэтапно», – отметил Б. Бор.

Целый ряд инновационных продуктов Bosch разрабатывается специально для развивающихся рынков Азии и Южной Америки, где покупательная способность и общих уровень цен значительно ниже, чем в развитых странах. Опыт, полученный при изучении требований таких рынков, часто оказывается применимым на глобальном уровне, предлагая новые возможности для сокращения издержек. «Между нашими инженерами в развитых и развивающихся странах – уже не улица с односторонним движением, а настоящая магистраль идей, перемещающихся в обоих направлениях», – подчеркнул Б. Бор. Цифры говорят сами за себя: доля Азии в объеме продаж автомобильного сектора Bosch всего за 12 лет увеличилась более чем вчетверо, с 6% до 26%, а объем продаж в этом регионе вырос с 1,0 до 7,4 млрд евро.

На пути к автомобилю будущего

Сектор автомобильных технологий Bosch - всегда близко к клиенту
Более 167 тыс. сотрудников, в том числе около 26300 тыс. - в НИОКР (01.01.2011).

Новые концепции привода - прогноз на 2020 г.

Наряду с силовой электроникой и литий-ионными батареями важнейшим компонентом электрической силовой установки является электромотор. Bosch выпускает такие моторы для гибридных автомобилей на заводе в г. Хильдесхайм (Германия).

«Интернет в автомобиле» или «автомобиль в интернете»?

Новая фабрика полупроводниковых пластин в г. Ройтлинген...
...готова к выпуску компонентов для силовой электроники.